Закон о банкротстве

zakon o bankrotstve Банкротство юридических лиц

Закон о процедуре банкротства

В ситуации, когда субъект не в силах рассчитаться с долговыми обязательствами, в ход идет процедура банкротства, закон о котором появился в 2002 году. За почти 20 лет действия ФЗ №127 в документ внесено несколько десятков дополнений и правок касательно признания несостоятельности юридических и физических лиц.

Основные положения закона

В ФЗ о несостоятельности (банкротстве) разъяснены процедуры банкротства относительно следующих категорий должников:

  1. Предприятия.
  2. Граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
  3. Физические лица.

Должникам, не имеющим статуса ИП, Федеральный закон дал право заявлять о финансовой несостоятельности в 2015 году, а в 2020 году ФЗ № 127 пополнился процедурой банкротства, проходящей без участия Арбитражного суда. Для упрощенной формы признания несостоятельности законодательство предусматривает проведение процедуры через МФЦ.

Согласно ФЗ №127, в деле о признании несостоятельности присутствуют несколько сторон:

  1. Неплательщик. Субъект, имеющий обозначенную в законодательстве задолженность без возможности ее погашения.
  2. Кредитор. Лицо, перед которым у должника возникли невыполнимые долговые обязательства. В роли кредиторов выступают банковские учреждения, МФО, юридические и физические лица, одолжившие денежные средства под расписку.
  3. Уполномоченный орган. Организация, контролирующая поступление средств в государственный бюджет.
  4. Арбитражный управляющий. Квалифицированный участник СРО, обладающий навыками для контролирования процесса. Специалист работает на каждом этапе судебного производства и наделен широкими полномочиями.

Согласно Статье 213.32 Федерального закона, финансовый управляющий вправе оспорить сделки с активами неплательщика за последние 3 года до подачи искового заявления в суд. К данной категории относятся не все соглашения, а только договора, которые арбитражный специалист сочтет сомнительными, направленными на сокрытие собственности заемщика. К примеру, сделки с родственниками либо по стоимости ниже рыночной.

Помимо признаков, при наличии которых становится возможным проведение процедуры банкротства, ФЗ описывает правила реализации имущества должника, порядок наложения взыскания на активы и последовательность удовлетворения требований кредиторов.

Главы закона

Сегодня действующий ФЗ о несостоятельности (банкротстве), регулирующий процедуры банкротства, насчитывает двенадцать глав, содержащих 233 статьи. Глава первая определяет, что такое процедура банкротства, закон разъясняет общие понятия, права должника и кредиторов во время проведения процесса объявления несостоятельности и погашения долговых требований.

Читайте так же:  Госпошлина при банкротстве

Глава вторая Федерального закона о проведении процедуры банкротства содержит описание мероприятий, направленных на предупреждение неплатежеспособности субъекта. В третьей главе федерального закона регулирует порядок арбитражного производства.

Последующие разделы подробно описывают схему проведения разбирательства относительно финансовой несостоятельности компании — стадии наблюдения, введение финансовой санации, внешнего управления, правила применения конкурсного производства. Что до признания неплатежеспособности граждан, закон предусматривает применение этапа реструктуризации и процедуру реализации имущества должника.

Закон о несостоятельности физического лица

Основные моменты ФЗ № 127, касающиеся процедуры банкротства физлиц, содержатся в Главе 10. Согласно нормам законодательства, они следующие:

  1. Признание гражданина финансово несостоятельным возможно только по решению Арбитражного суда.
  2. Физическое лицо вправе инициировать разбирательство только при наличии определенных законом признаков. Это долг в размере 500 000 рублей и срок задержки выплат более трех месяцев.
  3. Кредитор имеет право на обращение в Арбитражный суд только при наличии оснований, перечисленных в Федеральном законе.
  4. Стороны процесса вправе прекратить процедуру путем подписания мирового соглашения.
  5. Порядок признания физлица несостоятельным предусматривает только два пути – реструктуризация и реализация собственности. После удовлетворения требований гражданин называется свободным от обязательств.
  6. Статус банкрота влечет определенные последствия для должника, четко указанные в законе. Предусмотрены обязательства по информированию банков о неплатежеспособности при кредитовании. Запрещено подавать на банкротство повторно, занимать управляющие посты. Для индивидуальных предпринимателей действует 3-летний запрет на ведение бизнеса.
  7. Во время процесса арбитражный управляющий получает полномочия на проверку финансового положения должника, выявление обстоятельств, свидетельствующих о фиктивном либо преднамеренном банкротстве. По закону в обязанности управляющего входит составление отчета, взаимодействие с кредиторами, проведение первого собрания.

Стоимость труда арбитражного управляющего составляет 25 тысяч рублей за одну стадию процесса. На момент начала судебного разбирательства данная сумма должна быть перечислена на депозитный счет. Лицам, не располагающих указанной суммой, закон дает возможность подать ходатайство о рассрочке. В таком случае вознаграждение специалисту будет перечислено из средств, полученных от распродажи имущества.

Читайте так же:  Сумма долга для банкротства

В 2020 году в процедуры банкротства ФЗ №127 были внесены изменения, касающиеся дел о банкротстве лиц без имущества. Чтобы стать банкротом, гражданам с долгом от 50 до 500 тысяч рублей необходимо обратиться с заявлением в МФЦ. Алгоритм разработан для физических лиц, в отношении которых прекращены исполнительные производства, а взыскателям возвращены исполнительные листы.

Положения закона касательно неплатежеспособности юридических лиц

Помимо банкротства граждан и индивидуальных предпринимателей, ФЗ №127 регулирует вопрос признания неплатежеспособности юридических лиц. Начало судебного разбирательства возможно при наличии долга в размере 300 тысяч рублей и периоде просрочки 90 дней. Законодательством установлено, что при достижении данных условий руководство компаний обязано инициировать судебное производство. В противном случае должника ждут санкции. 

Отдельные положения Федерального закона предусматривают порядок проведения процедуры в отношении застройщиков, унитарных организаций, сельскохозяйственных, стратегических и градообразующих предприятий, а также естественных монополий.

Для предприятий, фактически не ведущих экономической деятельности, предусмотрена упрощенная процедура банкротства, ФЗ в таком случае предусматривает переход к конкурсному производству сразу после вынесения решения о начале банкротства. Согласно закону, стадии наблюдения отводится основополагающая роль.

В отведенный срок (максимум 7 месяцев, однако сколько понадобится времени, зависит от конкретного дела) арбитражный управляющий анализирует состояние предприятия, разрабатывает план реанимации должника, информирует заинтересованных лиц о старте судебного разбирательства, формирует реестр и включает в него требования кредиторов. 

Одним из этапов, нацеленных на восстановление платежеспособности заемщика, является финансовое оздоровление. Закон определяет, сколько времени занимает санация (не более 2 лет) и обстоятельства при которых оправданы мероприятия.

Вторая процедура, направленная на сохранение жизнеспособности субъекта экономической деятельности, – внешнее управление. Правилами определены полномочия антикризисного менеджера, который перенимает на себя руководство неплательщиком.

Вопрос, сколько длится конкурсное производство, правила выбора электронной торговой площадки, последовательность погашения долговых требований описаны в Главе 7 Федерального закона. Срок, отведенный государством, на распродажу собственности составляет полгода для компаний, банкротящихся в общем порядке. Для сельскохозяйственных компаний, градообразующих комбинатов и предприятий стратегической сферы предусмотрен 3-летний период реализации имущества. В исключительных случаях время может быть продлено до 10 лет.

Читайте так же:  Реализация имущества при банкротстве

В законе о банкротстве юридических лиц дано понятие субсидиарной ответственности и поводы для привлечения к ней учредителей и должностных лиц. Учитывая растущее число процессов о признании несостоятельности, в последние несколько лет правила наступления ответственности были ужесточены, что повысило риски собственников и директоров, виновных в падении платежеспособности предприятия.

Дело о банкротстве — сложный и долгоиграющий процесс, требующий привлечения грамотного юриста. Закон позволяет привлекать к судебному разбирательству узких специалистов при согласии на данное действие собрания кредиторов. Помимо закона о несостоятельности, в спорных ситуациях судья часто опирается на Постановления Верховного Суда, принятые на основе частных случаев.

Похожие статьи

Банкротство физических и юридических лиц. Основные вопросы, суть процедуры несостоятельности.
Adblock
detector
Пройти тест«Пройти тест»Вам доступен бонус